Себастьян Сальгадо

Sebastião Salgado, Себастьян Рибейро Сальгадо (родился 8 февраля 1944 года в Бразилии) — выдающийся фотограф-документалист, посетивший более 120 стран. Известен тем, что использует социальную документацию, фотографию и фотожурналистику, чтобы рассказать истории, демонстрирующие бедственное положение и красоту человека и природы. С 2001 года он является послом доброй воли ЮНИСЕФ, активно выставляется и публикуется по всему миру. Имеет множество наград. И продолжает работать над своими фотопроектами.

Цель его искусства всегда заключается в том, чтобы показать жизнь людей и места о существовании которых большинство даже не подозревают. И вызвать социальные изменения.

Я хочу, чтобы мир помнил проблемы и людей, которых я фотографирую. Я хочу вызвать дискуссию о том, что происходит в мире, и спровоцировать дебаты этими фотографиями. Не более того. Я не хочу, чтобы люди смотрели на них и ценили свет и красоту тонов. Я хочу, чтобы они заглянули внутрь и увидели, что изображено на фотографиях, и каких людей я фотографирую

 

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Последствия длительной засухи. Сахель. Северная Африка 1984-1985гг._4

Сальгадо вырос в Бразилии на ранчо. Его отец хотел, чтобы он стал юристом. Но он заинтересовался экономикой и получил степень магистра в 1968 году в университете Сан-Паулу. Работая экономистом в Министерстве финансов (1968–1969), он присоединился к народному движению против военного правительства Бразилии. В итоге был признан радикалом и в 1969 году вместе с женой они бежали во Францию. Молодая семья хотела дальше переехать в Москву, вдохновляясь идеями коммунизма, но решили все-таки остаться в Париже, где Сальгадо вскоре получил степень доктора философии.  В 1971 году, Себастьян был отправлен в командировку в Руанду в качестве экономиста Международной кофейной организации. В поездку он взял фотоаппарат супруги. Сделав свои первые фотографии, Сальгадо влюбился в фотографию и решил самостоятельно изучить это искусство.

Мои фотографии доставляли мне в 10 раз больше удовольствия, чем рапорты, над которыми я работал. Быть фотографом было для меня невероятным способом самовыражения, невероятным способом увидеть мир с другого ракурса

В 1973 году он уже стал внештатным корреспондентом в Magnum, Sigma и Gamma. В течение следующего десятилетия Сальгадо фотографировал самые разные темы, в том числе голод в Нигере и гражданскую войну в Мозамбике. В 1979 году он вступил в известный клуб Magnum, а через два года получил известность запечатлев момент покушения на убийство президента Рональда Рейгана.

Одна из главных особенностей творчества Себастьяна Сальгадо заключается в том, что его работа носит глубоко политический, социальный и экономический характер.

Фотография не объективна. Это глубоко субъективно — моя фотография идеологически и этически соответствует тому, кем я являюсь

На нашу фотографию  всегда влияет наш личный взгляд на происходящее, наша история и воспитание, наша семья и культура, наши знания, которые мы получили в школе, из книг и от встречавшихся на пути людей.

Вы должны хорошо знать историю, геополитику, социологию и антропологию, чтобы понимать общество, частью которого мы являемся, и понимать себя и свое происхождение, чтобы делать выбор. Недостаток этих знаний будет гораздо более ограничивающим, чем любые технические способности

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Брошенные малыши в Сан-Паулу (Бразилия) играют на плоской крыше центра FEBEM. В доме проживает 430 детей, треть из них были найдены брошенными на улицах города, остальных оставили родители в центре.

В середине 1980-х Себастьян Сальгадо решил работать только над долгосрочными проектами.  К этому времени он уже сформировал свой стиль: глубокие черно-белые фоторепортажи, с сильной, хорошо выверенной композицией.

Сам Себастьян скептически относится к авторскому стилю:

Мой способ фотографирования — это мой образ жизни. Я фотографирую исходя из своего опыта, своего взгляда на вещи, и очень сложно сказать вам, фотографирую ли я в том или ином стиле

Если основатель Magnum Анри Картье-Брессон проповедовал идею решающего момента, когда вся история должна быть выражена и сосредоточена в одном кадре, то Себастьян Сальгадо хочет работать над группой фотографий, чтобы рассказать историю. Эти истории зачастую растягиваются во времени на несколько лет и не могут поместиться в простую газетную статью.

Я всегда работаю над группой фотографий, чтобы рассказать историю. Мне очень сложно выбрать какую-то одну единственную фотографию из всей серии

Поэтому Сальгадо начинает оформлять свои фотоистории в виде книг. В 1986 году он получил премию City of Paris/Kodak Award за свою первую фотокнигу «Другие Америки» («Other Americas»), в которой запечатлена повседневная жизнь коренного населения и крестьян Латинской Америки.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Другие Америки. Индейцы Перу

Затем появилась книга «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress») (1986), книга о голоде 1984–1985 годов в регионе Сахель в Африке. Два года в этом регионе Северной Африки не было ни капли дождя, что привело к настоящей трагедии для живущих там людей. На фотографиях этой книги – не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедших им на помощь.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Последствия длительной засухи. Сахель. Северная Африка 1984-1985гг.

Над следующей своей книгой «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era») Сальгадо работал на протяжение 6 лет. 100-тысяч экземпляров книги на 8 языках были изданы в 1993 году.

Съемки велись в 23 странах мира и результатом стали сотни драматических фотографий рабочих, подробно описавшие людей за работой в самых суровых условиях. Сальгадо стремится признать и оценить никому не известных трудяг, которые представляют большую часть человечества. Он показывает переход от каменного века к нынешнему индустриальному уровню. Сальгадо исследует людей, ответственных за вращение великой экономической машины. Он показывает нам важную, но забытую часть мира. Трудолюбивые люди создают цивилизации, но не получают за это ни признания ни благодарности.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Серра-Пелада Золотой рудник. Бразилия 1986г.

В 1993 году впервые в истории национальных музеев Японии была проведена фотовыставка одного автора — ретроспективная выставка «Человеческое усилие» была показана в Токийском национальном музее современного искусства;

В течение 90-х годов фотограф снимал перемещения масс людей по всему свету. Итогом 6 лет съемок стали сразу 2 книги: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants» 2000год.

Сальгадо сам является мигрантом, который до сих пор считает себя иностранцем в чужой стране. Поэтому эти книги особенно важны ему.

Съемки прошли в 47 странах и запечатлели беженцев и мигрантов, идущих, плывущих или бегущих в поисках нового дома. Это коллекция из 300 фотографий, рассказывающих вечную историю изгнания и миграции. Люди, вынужденные покинуть свою родину, часто говорят о трудностях, надеждах, лишениях и физических и психологических последствиях, которые нельзя недооценивать.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Миграция. Человечество в движении 1986-2000 гг.

В 1994 году Себастьян уходит из «Magnum» и в 1998 году вместе с женой они открывают собственное фотоагентство «Amazonas», с одним единственным фотографом в штате — Себастьяном Сальгадо. У Себастьяна и Лелии Сальгадо родились два сына, старший стал режиссером и кинооператором и периодически делает съемки для агентства, второй часто сопровождает отца в поездках. «Amazonas» помимо фотографий занимается природоохранной деятельностью. С вырученных средств от продажи фотографий и издания книг семья Сальгадо вернулись в Бразилию и выкупили землю, на которой раньше стояла ферма отца Себастьяна. К тому времени эти места превратились в пустыню. Сальгадо только что вернулся из Руанды, снимая ужасы войны и геноцида и был в шоке от увиденного на родине.

 

Моя родная земля была такой же опустошенной, как и я — всё было разрушено. Только 0,5% земли было покрыто лесами. И тогда у моей жены появилась невероятная идея — посадить новый лес. И когда мы начали это делать, вернулись насекомые и птицы. Самый важный момент заключался в том, что благодаря росту деревьев возродился и я сам

Вместе с супругой они открыли «Институт земли», главная цель которого – изучение и восстановление лесов, выращивание саженцев и просветительская деятельность в сфере защиты природы. Вместе с женой они начали проект восстановления тропических дождевых лесов на своей земле. До этого такое считалось невозможным. В течение 10 лет вместе с волонтерами они высадили 4 млн. 293 видов деревьев и восстановили 1 502 акров тропического леса. Удалось восстановить экосистему в целом — в лесах появились млекопитающие, птицы, рептилии и насекомые.

Себастьян Сальгадо

Результат работы Себастьяна Сальгадо и его «Института земли» по восстановлению дождевых лесов

В 2001 году Себастьян Сальгадо стал послом доброй воли ЮНИСЕФ.

В 2007 году вышла книга «Африка» («Africa») в которую вошли фотографии из жизни жителей африканского континента снятые за последние десять лет.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Африка. 1997г.

Начав работы по восстановлению лесов, Сальгадо взялся за масштабнейший фотопроект Genesis. Идея состояла в глобальном исследовании дикой природы, ландшафта и человеческих культур, не испорченных натиском современности и индустриализации. «Бытие» проект о поиске гармонии между человеком и природой.

«Белый человек построил дороги, дома и фермы, расчищая дорогу болезням, бедности и смерти», — сказал однажды вождь племени макукси.

Сальгадо не раз выступал, что стоит задуматься о том, куда ведет нас прогресс и стараться найти баланс в отношении к природе и Земле в целом. Книга вышла в 2013 году и получила большую известность. Одноименная выставка путешествует с полным аншлагом по всему миру.

 

Когда я начинал Genesis, мне было 59 лет, и я считал себя стариком, — говорит он. «Но сейчас мне будет 70, и я чувствую себя хорошо, поэтому я готов начать все заново. Жизнь — это велосипед: ты должен двигаться вперед и крутить педали до тех пор, пока не упадешь

 

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Genezis 2005 г.

В последующие годы Себастьян Сальгадо продолжает путешествовать по странам и выпускает книги «Кувейт: пустыня в огне» (2016 г.), «Золото» (2019 г.) и «Амазония» (2021 г.). Книга про войну в Кувейте отражает разрушительное воздействие войны на ближневосточную страну. Это фотоистория о том, как кувейтские нефтяные месторождения превращаются в дым. Книга показывает мужество пожарных и местных жителей в попытках остановить пожары в местах нефтедобычи.

Себастьян Сальгадо

Sebastiao Salgado. Кувейт. Пустыня в огне 1991г.

Известный режиссер Вим Вендерс совместно со старшим сыном фотографа Джулиано Рибейро Сальгадо снял с документальный фильм «Соль земли» о жизни и творчестве Себастьяна Сальгадо, который вышел в международный прокат в 2014 году. Вим Вендерс много лет был поклонником Себастьяна Сальгадо. Это позволило построить подробную хронологию личного повествования. Фильм получил три награды Каннского кинофестиваля и еще целый ряд наград.

В 2021 году Сальгадо был награжден престижной Императорской премией Японской художественной ассоциации.

 

Советы мастера:

1. Вы можете сидеть в своем доме и быть великим писателем. Но с фотографией история за дверью. Ты должен идти, и ты должен идти далеко.

2. Самая большая опасность для фотографа, если он начинает думать, что он важен.

3. Если вы хотите сделать снимок человека, который не делает его благородным, то нет причин делать этот снимок.

 

Себастьян Сальгадо

Себастьян Сальгадо с книгой Genezis. 2000г. Сергей Циркунов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

100 фотографий Себастьяна Сальгадо

1181 744 Assosiation of Photographers Eurasia
2 комментария
  • Удивительные фотографии

  • Ирина Николаевна Худякова

    Потрясающие снимки. Как будто переносишься в эпицентр события и наблюдаешь совсем рядом. Хочу уметь также снимать!

Leave a Reply

Выделено памяти сервера: 44.41MB | MySQL запросов в базу: 576 | Страница создана за 0,734 сек.