Истоки всемирно известного агентства – четыре фотографа: Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Дэвид Сеймур (или, как его знают, «Чим»), Джордж Роджер. В мае 1947 года эти четверо были зарегистрированы в Торговом реестре Нью-Йорка как основатели агентства Magnum.
Фотоагентство Magnum: История основания
По легенде, впервые идея о создании такого кооператива пришла Роберту Капе, еще в 1938 году. Затем, почти десять лет спустя в ресторане МОМА, за бутылкой шампанского, для этого объединения было выбрано имя. Говорят, по французскому наименованию той самой бутылки игристого. Впрочем, эта история обросла мифами. Возможно, что «Magnum» – лишь прямая ссылка на латинский корень, в переводе «великое». И вторая версия вполне обоснована, ведь название сразу выдает палитру смыслов. Во французском слово «magnum» имеет значение «оружие». Отсюда понятна и идеологическая нацеленность фотографов – прямота передачи реальности.
Идея была проста и стала очевидным решением проблем, с которыми сталкивались фотографы. Иллюстрированные журналы давали фотографии возможность быть реализованной. Только сам фотограф не имел власти над судьбой своего снимка, впрочем, как и над самим собой. Расцвет фотожурналистики потянул за собой, для фотографов, целый ряд проблем. Как защитить себя перед лицом издательств? Капа, как и многие фотографы, работал тогда под властью спонсоров. Он направлялся в командировки по поручениям, при публикации его фотографии кадрировались, перекрывались подписями – все это неизбежно вызывало негодование художника, видение которого игнорировали при реализации. И вот ответ – Magnum. Момент рождения авторского права в фотографии. Объединение, давшее юридическую силу фотографам-членам агентства.
Об основателях
И все же фотоагентство не появилось бы, или, возможно, не стало бы легендой, не будь фундаментом многолетняя дружба его основателей. Они встретились в Париже, куда пришли разными дорогами. Роберт Капа родился в Венгрии. Изучение политологии, левые взгляды, активная протестная деятельность – полумеры не были свойственны фотографу. Все это в итоге привело к аресту и, лишь по удачному стечению обстоятельств, к вынужденному отъезду из Будапешта. От своих взглядов Капа, разумеется, не отказался. Увлекся фотожурналистикой, пару лет жил в Берлине, а после, в 1933 году, переехал в Париж. Чим тоже пришел к фотографии не сразу, начинал свой творческий путь в качестве пианиста. Родился в Варшаве, в детстве с семьей жил в России. В Лейпциге он изучал арт-графику, а с 1930-го переехал в Париж. Здесь и познакомился с Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой. Брессон тогда колебался между кино, живописью и фотографией. Наследник буржуазии, ученик Андре Лота, он близко общался с сюрреалистами и увлекался кино, будучи помощником Беккера и Ренуара.
В Париже 30-х эти трое делили фотолабораторию – с этим периодом связано множество историй. Джордж Роджер же познакомился с ними позже. Он был моряком, потом журналистом, а фотография заняла центральное место в его жизни во время войны. Тогда же, после освобождения Неаполя, Капа рассказал ему о своем проекте.
За более чем 70-ти лет работы фотоагентство трансформировало идеи, решало все новые проблемы, и объединило собой, на сегодняшний момент, уже 66 фотографов. Когда-то Картье-Брессон выдвинул простые правила: фотоаппарат Leica – как основной инструмент, не постановочные съемки, отсутствие кадрирования фотографий. Сегодня даже эти столпы необходимо обсуждать: изменяется реальность, изменяется и фотоагентство Magnum.
Идеология фотоагентства
Активные дискуссии всегда сопровождали сообщество. Одним из постоянных вопросов к обсуждению остается коммерциализация. Стоит ли фотографам выходить за пределы репортажной съемки, брать заказы на рекламу? Некоторые члены Magnum строго стоят на приверженности репортажному жанру и считают такой выбор принципом, на который опирается авторитет всего объединения. Но все ли члены фотоагентства готовы к отказу от прибыльных коммерческих заказов?
В этом вопросе выступает другой, и более значимый для принципов агентства, фактор. Основатели Magnum – Капа, Чим и Картье-Брессон – строго придерживались левых политических взглядов. Даже сегодня этот факт влияет на идеологию агентства. В ней по-прежнему остается приоритетом свобода единицы. Это-то и оставляет каждому отдельному члену агентства право сделать свой собственный выбор даже в условиях доминирующих принципов.
Сегодня большинство фотографов Magnum берут небольшие коммерческие проекты наряду с долгосрочными независимыми документальными проектами. Прибыль публикаций в журналах уже не так высока, как на заре Magnum, а центральной задачей агентства остается обеспечение фотографа ресурсами. Фотоагентство подстраивает бизнес-решения под современные рыночные модели, стараясь сохранить непреложными ключевые принципы в своей работе.
Если этот вопрос можно считать решенным, то на очереди проблема, неизменно вызывающая дебаты в кругу профессиональных фотографов, и, разумеется, на ежегодных общих собраниях членов Magnum. Журналистика или искусство?
80-е, Журналы и перемены в агентстве
Вернемся к истории. «Золотой век» фотожурналистики длился примерно до начала 80-х годов. На протяжении этих лет процветало и расширялось и сообщество Magnum. Фотографы агентства работали, главным образом, для публикации их снимков в журналах. Те же имели возможность обеспечить авторов прибылью, достаточной для поддержания творческого процесса.
Но вот телевидение постепенно становится главным источником важных новостей, оставляя позади газеты и журналы. Требования со стороны их читателей меняются. Вдумчивый, отчасти медленный, детальный подход репортажной съемки, к которой привыкли фотографы, уже не актуальны. Да, в Magnum было создано и множество фотографий из горячих точек мира, а смена форматов и названий журналов поначалу и вовсе не мешала творческому процессу. Например, когда «Look» и «Life» вывели в цветное дополнение выходного выпуска New York Times Magazine. Тогда привычный формат чёрно-белого репортажа почти без изменений переехал с ними.
Однако уже в 80-х формат телевидения изменил подход самого читателя к визуальной информации. От репортажной фотографии люди теперь ждали способа отображения информации, аналогичного видеофрагменту. Его легко быстро просмотреть и получить ключевые сведения о происшедшем, без деталей истории, без субъективного взгляда. Изменился и спектр интересов: прошли времена, когда приложение к газете выходного дня Sunday Times могло публиковать восемнадцать страниц черно-белых фотографий с войны во Вьетнаме. Большая часть статей, а соответственно и фотографий, вращается вокруг тематики «знаменитости» и «образ жизни». А это вновь не тот подход, на котором делали акцент в Magnum.
Конечно, эти изменения были предсказуемы. Это был долгий и постепенный процесс, который проходил и в рядах фотографов. Менялся состав Magnum: некоторые, как Капа и Чим, погибли на войне, кто-то, например, Сальгадо и Нахтвей, подали в отставку, посчитав, что их пути с Magnum разошлись.
Членство в клубе фотоагентства MAGNUM
Как любой живой организм, Magnum подстраивался под актуальные условия. Первые десять лет существования привлечением новых членов в агентство занимались сами фотографы. Они искали среди друзей и знакомых фотографов тех, кого заинтересует присоединение к сообществу. Принятие в члены осуществлялось через личное приглашение Роберта Капы. В настоящее же время любой желающий может выслать свое портфолио на рассмотрение. Впрочем, процесс принятия кандидата в члены фотоагентства отнюдь не быстрый. Ещё в 1953 году была утверждена трехступенчатая система, она осталась неизменной и по сей день.
На ежегодной встрече членов сообщества отдельный день отводится под рассмотрение портфолио кандидатов. После традиционного голосования избранный фотограф может стать «номинальным» членом. Юридические полномочия в таком положении минимальны, он еще не считается партнером, однако фотографа принимают в «клуб». По принятии, он может на равных общаться и обмениваться опытом с коллегами. Только спустя два года разрешается подать заявку на «ассоциированное» членство, которое позволяет пользоваться услугами агентства и представлять его по всему миру. А еще два года спустя фотограф снова проходит отбор. В этот раз, чтобы стать полноправным членом фотоагентства, с правом голоса в совместных решениях управления Magnum. Многоступенчатая система обеспечивает максимально строгий отбор, а потому членство в Magnum пользуется большим авторитетом.
Так происходило и на закате «золотого» времени, в 80-е. Но где же находили отклик фотографы нового поколения, когда убывал ажиотаж вокруг журналов? После Второй мировой войны американский художественный музей начал рассматривать фотографию как новую и полноправную форму искусства. К 80-м и галереи Европы стали принимать в коллекции работы фотографов. Это стало важной частью прибыли, а значит – и существенным ориентиром в самой работе.
Многие из новоприбывших в агентство были взращены этим новым мышлением. Не все из старшего поколения с одобрением относились к новому формату работы. Поэтому были и обвинения в чрезмерном формализме, и в измене истинным документалистским ценностям. Вопросы вызывало и использование цвета в фотографии, ведь постулат Роберта Франка гласит, что «черный и белый – это цвета фотографии». Как раз по этому поводу шли длинные дебаты, когда в 1981 году к сообществу присоединился Гарри Груйер. Он оказался первым фотографом в Magnum, работавшим исключительно в цвете.
Журналистика или искусство?
С тех пор Magnum пережил немало подобных «ступеней принятия». Наблюдая за которыми, можно заметить, что фотоагентство действительно дорожит своим решением представить, несмотря на строгие идеологические принципы, широту фотографических взглядов. Дебаты сопровождали и принятие в партнеры Мартина Парра – который сейчас один из старших членов агентства, и Алека Сота – он работает исключительно в формате 8 на 10 и продает свои репродукции в галереях.
В вопросе «журналистики и искусства» Magnum, с одной стороны, представляет палитру мнений. Как отмечает Мейселас: «Никто не выталкивает фотографов за дверь и не заставляет идти по пути, который они не выбирают», – история доказывает, что так и есть. С другой – члены Magnum по-прежнему делают фотографии о мире, в котором мы живем, а не о проблемах эстетики.
В наши дни фотографии меняются так быстро, и ценность документальной фотографии все чаще ставится под сомнение – новостные события фотографируются «гражданскими репортерами» на свои мобильные телефоны, а интернет-пространство подкидывает проблемы, которые фотографы едва ли могли предвидеть. Фотоагентство Magnum продолжает видоизменяться, новые инициативы подхватывают современные тенденции. Авторы сегодня публикуют свои работы в социальных сетях наравне с обычными пользователями – это и новые вопросы, и новые возможности. Но Magnum по-прежнему остается оплотом авторской фотографии и дает фотографам поддержку и ресурсы для решения новых вопросов.
Фотографии взяты из свободного доступа в интернете.
Комментировать